navara (navara) wrote,
navara

Пятигорск, часть 4: Кисловодский комплекс

Следующим пунктом культурной программы было посещение так называемого Кисловодского комплекса, в который входили: город Кисловодск, за́мок коварства и любви, Медовые водопады и гора-кольцо.

Рассказ экскурсовода про означенный за́мок предваряется красивой легендой с участием княжны, витязя, предательства и проклятий. В итоге оказывается, что на этом самом месте, в этом самом ущелье есть скала, и вот посмотрите, как ее крупный фрагмент отошел от основного массива и напоминает собой башню замка. И замок тут как тут — красивый дорогой ресторан, где празднует свадьбы местная элита на БЧД. В общем, ничего примечательного.

Затем мы прибыли в Кисловодск, поднялись куда-то высоко, вышли из автобуса и оказались в старинном природном парке, разделенном на три зоны: нижнюю, среднюю и верхнюю. Каждая из них предназначена для лечения разных заболеваний на различных стадиях, когда пациентам прописывают пешие маршруты по парку.

Кроме того, парк является уникальной коллекцией редких растений (в основном, деревьев), которые собирались в течение многих десятков лет. Встречаются, например, плакучие и канделябровые ели.

В тени было прохладно, а хворь еще не прошла.

А еще в Кисловодском курортном парке местные предприимчивые уроды мучают птиц. Когда птицы ведут себя не так, как угодно хозяевам (бойкому жирному хачу с 40D и его некрасивой крашеной помощнице), они получают четкие, отработанные тычки. Честно, сердце разрывается от жалости при виде филина, который пытается улететь, но толстой веревкой привязан за лапу к тяжелому пню. А гриф и орел — совсем не те птицы, которые должны сидеть на привязи.

Уродам я нанес материальный ущерб, незаконно пофоткав птиц.

В целом, парк-курорт — это заповедная зона со специальными маршрутами для лечебной ходьбы, чистым воздухом и минеральными водами.

Есть и нечто действительно симпатичное.

Еще в парке полно белок. Как только ты примечаешь одну и приманиваешь, чтобы покормить, набегает толпа восторженных долбоносиков, и сцыкунятко сматывается. Вообще, белки там привередливые. Одна спустилась ко мне по стволу, понюхала предложенные семечки и убежала — подавай кедровые орехи. Складывается впечатление, что белки в долях с местными продавцами, которые торгуют семечками и орешками.

После парка предполагалось свободное время. Мы спустились в центр Кисловодска, нам показали, где поесть и где попить нарзана прямо из краника. Поскольку минералку нужно пить примерно за сорок минут до еды, первым делом мы отправились в нарзанную галерею.

Здесь расположена целая куча кранов с различными модификациями нарзана. Мы попили самый обычный.

Выбор места для трапезы оказался неудачным. Кафе с шашлыками на сковородке и полуфабрикатным хачапуром слегка оправдалось только вкусным прасковейским вином. Которого, впрочем, и у нас в Пятигорске было хоть залейся. Поскольку времени на смену заведения у нас уже не оставалось, пришлось смириться.

Из прогулок по Кисловодску.

Интересная мысль.

Покинув этот измученный нарзаном город, мы отправились к следующему пункту экскурсии — горе́-кольцу. Ну, с ней все понятно. Диаметр кольца, образованного силой природы, составляет 8 метров. Все кругом исписано долбоносиками.

Вид на Кисловодск от горы-кольца.

Тоже транспорт.

Кстати, у горы произошло приятное событие. Как я уже говорил, несколькими днями раньше на Лену, а затем и на меня, напала болезнь, похожая на грипп. Экскурсию мы начали с остатками этой хвори, причем всю дорогу до горы-кольца я мучился плохим самочувствием и недомоганием. Когда здесь мы вылезли из автобуса, я начал как-то резко выздоравливать. Может быть, бокал вина, выпитый в Кисловодске, погнал прочь заразу. А может быть, помог фиточай, который мы попили, когда спустились от кольца к стоянке.

Дело в том, что у стоянки автобусов стоит палатка-прицеп. Из нее бойко торгуют хычинами с сыром или мясом, а также чаем из горного фитосбора. Так вот, может быть, чай-то меня и оттянул в мир живых, отдалив от царства мертвых. А хычин (это как твой чебурек) с сыром — ну, это просто вкусно. В меру жирное тесто, в меру соленый сыр... Вкусняшка, одним словом.

На Медовые водопады я ехал уже бодрячком. По дороге случился легкий споттинг.

Лошо́тка. Говорят, местная порода лошадей одна из лучших в мире по различным объективным показателям.

Красиво!

К Медовым водопадам надо спускаться по стремным лестницам (хотя обратно поднимаешься вполне цивильно; видимо, для начала нужно создать некий адреналиново-романтический настрой).

Старушки тут же начинают охать, мол, на кой ляд они полезли в это ущелье. Кстати, затем долбоносики, сильно напуганные шаткими ступеньками, лезут в кадр с удвоенной оголтелостью.

Водопады как водопады. Но красивые!

На заднем плане виднеется очередной санаторий. Подозреваю, что с заурядными номерами по завышенным ценам. Из-за видов на водопад.

Ацкей луч!

Тот же водопад, вид сверху.

На пути обратно не помешал бы респиратор.

Некоторые вещи настраивают на философский лад.

Продолжение следует! В пятой, заключительной, части нас ждут прогулки по Пятигорску.

Часть 1: дорога, санаторий, гора Машук.
Часть 2: Провал и достопримечательности.
Часть 3: Новопятигорское озеро.

Tags: КМВ, Кисловодск, бывает, города, путешествия, ссылки, фото, фотоотчет

• Сказка

Встречаются Билибин и Кулибин. — Здорово, Кулибин! — Здорово, Билибин! — Ну как, нашел новый минерал? — Ха-ха-ха! Не нашел, ведь я Кулибин, а не…

• Зараза

Непонятная зараза Захлестнула города. Исчезает все и сразу, Как обычно, — в никуда. Паникует населенье, Старики и молодежь. Спички, крупы и варенье…

• Картье-Брессон

Фотокамера вовсе не является инструментом, дающим готовый ответ на все вопросы, скорее она предназначена формулировать их. В присущей ей интуитивной…